Иудейские ритуальные традиции

Еврейские обычаи, касающиеся траура и похорон, основаны на принципах уважения к мертвому телу, облегчения душевного состояния близких родственников умершего человека. 

Подготовка к похоронам

Еврейская традиция считает недопустимым откладывать похороны. Согласно еврейским законам запрещено делать кремацию.  Только из-за особых обстоятельств похороны можно отложить на короткий срок. Нельзя хоронить в субботу и в праздники. Тело усопшего не принято оставлять в одиночестве. До самых похорон возле него должен кто-нибудь находиться. Подготовленное к погребению тело заворачивают в белый льняной саван, укладывают в деревянный ящик, который должен быть без внутренней обивки. Не принято класть в гроб никаких посторонних предметов. Выставлять тело на всеобщее обозрение в открытом гробу по еврейским традициям считается

Церемония похорон

Церемония похорон заключается в прочтении нескольких псалмов и краткой молитвы, восхваляющей Бога, который жизнь дает и жизни лишает. Раввин может произнести краткую речь об усопшем. После этого гроб с телом опускается в могилу и засыпается землей. Затем произносятся обращенные к пребывающим в трауре слова утешения. Покидая кладбище, все обязательно должны омыть руки.

Дни траура

После похорон для близких родственников начинаются семь дней глубокого траура (шива). По иудейским обычаям запрещено устраивать поминки и застолья. По возвращении с кладбища скорбящим, соблюдающим шиву, подают «трапезу сочувствия»: вареное вкрутую яйцо, вареную чечевицу (бобы) и хлеб. Яйцо символизирует невозможность выразить горе скорбящего словами. Мясо и вино запрещено все время траура за исключением праздников и суббот. Первую трапезу после похорон для скорбящих готовят соседи или друзья.
Семь дней скорбящие не выходят из дома, не развлекаются и не работают, не бреются, не моются и не стригутся, сидят только на низких табуретках или подушках, не приветствуют входящих и не прощаются, читают Кадиш и не отвлекаются от скорби. В память по умершему все семь дней в доме горит свеча для возвышения его души. Должны быть занавешены все зеркала в доме.
Следующая ступень траура – тридцать дней после похорон (шелошим).
В течение 11 месяцев по усопшему читают Кадиш Ятом (Кадиш сироты). Читают не менее одного раза в день, стоя, в присутствии миньяна после чтения псалмов или в завершение молитвы. Не может читать Кадиш тот, у кого живы  оба родителя .
На седьмой и на тридцатый день после похорон принято посещать могилу усопшего, читать молитвы и псалмы, делать пожертвование. Но если седьмой день выпадает на праздник или на субботу, то посещение могилы откладывается на следующий день. Перед уходом с кладбища на могиле оставляют камешек.
Йорцайт – годовщина смерти, ее принято отмечать в соответствии с датами еврейского календаря. В первый год отмечается годовщина похорон, а не смерти. По истечении ровно 12 месяцев обязательно посещение могилы.
Накануне дня йорцайт вечером зажигают светильник или свечу. Они должны гореть сутки, до следующих звезд. Во время йорцайт посещают могилу, читают молитву (Кадиш) и псалмы, делают пожертвование.

Молитва в дни поминовения

Изкор – молитва за душу умершего в дни поминовения. Ее читают четыре раза в году: в последний день праздника Песах, в праздники Шавуот, Йом-Кипур и Шмини-ацерет после чтения свитка Торы, обязательно в его присутствии в синагоге во время праздничной утренней молитвы. Во время чтения молитвы Изкор в зале не могут находиться те, у кого оба родителя живы. Ее не читают скорбящие в первый год после похорон, но в зале они находиться могут.

Посещение могилы

Возложение на могилу цветов или венков у евреев не принято. Однако в наше время среди евреев, не так строго придерживающихся религиозных традиций, этот обычай так же получил достаточно широкое распространение. Придерживаясь ритуальных традиций, в знак памяти об умершем и в знак того, что могила посещается, евреи кладут на могилу камешек. А подойдя к могиле, евреи обязательно кладут на могильный камень левую руку. За одно посещение кладбища могила посещается так же один раз.
Надгробие на могилу может быть установлено в любое время после окончания шивы. Одни делают это в конце шелошима, другие через год. На нем не должно быть скульптурных изображений человека или животного.
Посетить могилу – значит отдать дань памяти и уважения умершему человеку. Традиции каждого народа предписывают дни, особо предпочтительные для посещения могил и поминовения усопших. И дни, когда посещение могил следует перенести.
Посещать могилы предков и праведников у евреев принято в месяц элул (месяц перед Рош Ха-Шана) и в дни между Рош Ха-Шана и Йом Кипуром, относящимися к числу наиболее важных еврейских праздников.
Не принято посещать могилы в те дни, когда не говорят покаянную молитву Таханун (в субботу и в праздники)