Мусульманские ритуальные традиции

Мусульманские похоронные и поминальные обряды представляют собой строгое соблюдение традиций и законов Шариата с собственной системой правил переселения мусульман в загробный мир. 

Над мусульманином, находящимся на пороге смерти, совершаются особые погребальные обряды. Они очень сложны, обязательно осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются  молитвами.

Ушедших из жизни мусульман никогда не кремируют. По мусульманской традиции кремация сравнивается с самой страшной карой – горением в аду. После смерти над телом мусульманина необходимо совершить следующий обряд: закрыть глаза, подвязать подбородок,  выпрямить ноги и руки , накрыть лицо и положить на живот тяжелый предмет для избежания вздутия. После этого следует обряд омовения (тахарат) и обмывания водой (гусул), в котором должны участвовать не менее четырех человек.

Шариат предписывает следующие правила захоронения мусульман. Хоронят умершего без одежды, тело заворачивают в саван (кафан), который состоит из трех частей для мужчины и из пяти частей для женщины. Похоронить мусульманина следует как можно быстрее, на самом ближайшем кладбище. Тело мусульманина хоронят без гроба, в могилу опускают вниз ногами,  головой кладут на север, а лицом в сторону Мекки, женщину прикрывают покрывалом, чтобы не был виден ее саван. Бросая в могилу горсть земли, мусульманин произносит айят из Корана («Все мы принадлежим Богу и к Нему возвращаемся»). Засыпанная могила должна возвышаться над землей на четыре пальца. Могилу поливают водой и семь раз бросают на нее по горсти земли, читая айят. Во всех молитвах, и особенно произносимых сразу после похорон, должно часто упоминаться имя умершего и говориться только хорошее. Эти молитвы призваны облегчать положение умершего перед предстоящим ему «подземным судом».

Шариатом строго запрещено хоронить мусульманина на немусульманском, и наоборот, немусульманина на мусульманском кладбище.

Современные мусульманские поминки проводятся в день похорон, на 7-ой или 9-ый день, 40-ой день и в годовщину смерти. В мусульманские поминальные обряды входит многократное проведение поминок, которые подразделяются на частные (по определенному покойнику) и общие.

Поминки по определенному покойнику включают в себя поминки на 3-ий день после похорон, на 7-ой (9-ый), 40-ой день и через год. Особых поминальных блюд в мусульманском обычае не существует. При угощении подаются те же блюда, что и в другое время. Но существует особый порядок поминальных трапез. Во-первых, они должны быть кратковременными. Женщины и мужчины должны находиться в разных помещениях. Если помещение одно и его разделение невозможно, то в поминках участвуют исключительно мужчины. На поминальный стол сначала подаются сладости и чай, затем плов. Перед поминками читается молитва. Сами поминки проходят в полном молчании. По окончании поминальной трапезы все молча встают и возвращаются на кладбище.

Общие поминки проводят каждый четверг до 40-ого дня. Для поминальной трапезы готовится халва. После кратковременного чаепития все уходят.

Считается, что поминальные сладости, подаваемые в дни поминок, символизируют сладкую загробную жизнь мусульманина.

По мусульманскому обычаю горе следует переносить терпеливо. Хотя Шариатом и не запрещается оплакивать умершего, делать это следует тихо. Пророк сказал, что когда умершего оплакивают близкие, он мучается. Не одобряет Ислам и профессиональных плакальщиц, которые вопреки строгим запретам все-таки существуют во многих мусульманских странах.

Главная особенность мусульманского кладбища в том, что все без исключения могилы и надгробия обращены в сторону Мекки. Фотографии на памятниках отсутствуют, это запрещается религией. Эпитафии на памятниках строгие, ограничиваются только словами из Корана, общей информацией об умершем человеке и датой его смерти. Подобная скромность в оформлении могил диктуется похоронными традициями и обрядами, уходящими корнями во времена кочевой жизни мусульман. Различные надмогильные постройки (мавзолеи, гробницы, склепы) Шариатом не одобряются.

Проходя мимо кладбища, мусульманин читает суру из Корана, расположение могил помогает ему определить сторону, в которую следует обратить лицо.